Командир эскадрильи сидел за своим рабочим столом. Перед ним был
развёрнут огромный лист, на котором по всему его размеру был
начерчен пустой график и который он старательно заполнял простым
карандашом какими-то данными. Периодически он брал в руки ластик
и стирал, им написанное, затем что-то опять писал, периодически
отвечая на телефонные звонки, которые явно ему мешали работать.
В авиаэскадрилью вошел командир звена Будяев Анатолий. После
окончания лётного училища Анатолий попал по распределению в
Тюменское управление гражданской авиации. На севере Тюменской
области он летал на самолете Ан-2, оборудованном под
гидровариант, то есть вместо колес у него были поплавки, а
взлёты и посадки этот самолет выполнял с водной поверхности.
Командиром на этом самолете он стал быстро, затем его назначили
на должность командира звена.
Комэск на минуту оторвался от своей работы:
- Вот ты мне как раз и нужен! Ты не забыл, что у второго пилота
Разуваева подошла очередная проверка техники пилотирования?
- Не забыл. Сегодня вылетаю с ним к оленеводам. Надо доставить
разборные юрты, заодно проверю.
- А чего не вылетаете?
- Технари обещают через час закончить выполнение регламентных
работ, тогда и полетим.
- Ну, ну! Не тяни, а то светлого времени может не хватить.
На столе у комэска зазвонил телефон:
- Ченцов слушает! … Да он рядом стоит… - комэск посмотрел на
Анатолия - технари говорят, что твой самолёт к вылету готов.
Иди!
Он махнул рукой на дверь, а сам продолжил разговаривать по
телефону.
Через несколько минут Анатолий с Разуваемым были на причале и
осматривали самолёт. Анатолий обратился к Разуваеву:
- Пойди проверь, чтобы груз в салоне был хорошо закреплён. Я
сейчас в журнале технарям оставлю свой автограф и тоже подойду.
После запуска двигателя Анатолий вывел самолет в фарватер
взлетной полосы и произвел взлет. После взлета самолет повел
себя необычайно легко. Поплавки обычно дают большое
сопротивления, и для выдерживания установленных параметров
требуется повышенный режим работы двигателя. А тут груженный
самолет сам рвётся вверх. Анатолия это насторожило. Он
осмотрелся и увидел, что поплавков, на которых самолет мог
держаться на воде на стойках шасси нет. Он увидел их
плавающими в водах голубого озера. Не поверив своим глазам,
экипаж сделал круг над водным аэродромом. Действительно поплавки
от самолета спокойно плавали на водной поверхности водоёма. Это
заметил и Разуваев:
- Командир! Что это?
- Я тоже хотел бы это знать, что?! Во всяком случае я точно
знаю, что мы остались без колёс, вернее без поплавков.
- Что будем делать?
- К оленеводам точно не полетим. Будем возвращаться домой.
Они сделали ещё несколько кругов над аэродромом. С земли тоже
увидели неполадки на самолёте. Диспетчер их вызвал на связь:
- Четыреста пятнадцатый, я Север два, сообщите обстановку на
борту! Почему вы кружитесь над аэродромом и не следуете в
коридор выхода? У вас всё в порядке?
Только сейчас лётчики сообразили, что пропустили время
контрольного выхода на связь:
- Север два, я четыреста пятнадцатый! Всё нормально, если не
считать, что поплавки остались на воде.
Наступило некоторое замешательство. Через некоторое время
диспетчер опять вышел на связь:
- Четыреста пятнадцатый, Какое ваше решение? Чем мы вам можем
помочь?
- Север два, я четыреста пятнадцатый. Своё решение сообщу
дополнительно. Думаю, что помощи от вас до посадки не
потребуется.
Анатолий с Разуваемым кружили над водоёмом внимательно
рассматривая береговую линию.
- Командир, предлагаю садиться на отмель вдоль северного берега.
Там песчаная отмель далеко уходит к центру озера. Глубина на
более двух метров - предложил Разуваев.
- Откуда ты знаешь, что там мелко?
- Я по выходным здесь рыбачу. Мы сетку с братом ставили, так
лодка несколько раз цеплялась дном за песок.
- Ну что же, место неплохое. Сквозь воду дно просматривается. К
тому же ветерок на посадке будет строго в нос. Попробуем!
Подтяни хорошо привязные ремни и открой со свой стороны
форточку.
Анатолий, открыл так же форточку со своей стороны, вывел самолет
на посадочную прямую, выпустил закрылки и погасил скорость до
минимальной.
- Север два, я четыреста пятнадцатый! Будем садиться вдоль
северного берега с курсом восемьдесят градусов, это от вас будет
примерно километров пять.
Вас понял, четыреста пятнадцатый! По вашему мнению, туда сможет
проехать наземный транспорт?
- Вдоль берега небольшой участок леса. Через него видна просека,
а по ней грунтовая дорога. Думаю, что сможет.
- Спасибо! Успешной посадки!
Ситуация не располагала обмениваться любезностями и Анатолий
полностью переключился на выполнение захода на посадку.
Анатолий одним движением выключил двигатель и самолет тут же
коснулся голыми стойками шасси воды, подняв облако брызг.
Разуваев успел обесточить самолёт. Скорость заметно начала
падать. Винт какое-то время еще продолжал вращаться, ударяя
своими лопастями о воду. Далее всё происходило мгновенно.
Самолёт стал на нос, затем задрав хвост, перевернулся на спину и
затих. Неожиданно наступила тишина.
Пилоты повисли в креслах вниз головой на привязных ремнях. В
кабину хлынула вода, заполнив её наполовину. Освободиться от
привязных ремней оказалось непростым делом. Разуваев возился с
замком, и не стесняясь, перечислял всех чертей и чьих-то
матерей. Наконец замок поддался, и Разуваев плюхнулся в воду,
ударившись рукой о центральный пульт. Анатолий по-прежнему ёрзал
в своём кресле, не расстёгивая ремни, выбирая удобное положение
для падения.
- Командир, не суетись – сказал, вставая на ноги Разуваев, при
этом создавая пронзительный треск от ломающегося под ногами
пластикового остекления кабины – сейчас помогу.
Он дотянулся до бензокрана, перекрыл его, а затем подлез, под
повисшего на ремнях Будяева, создав ему упор.
- Отстёгивайся, я страхую!
Анатолий открыл замок привязного ремня, и они вместе с
Разуваемым упали в воду.
- Не ушибся? –спросил Разуваев
- Всё нормально!
Анатолий попробовал открыть входную дверь. Она оказалась наглухо
заклиненной.
- Давай будем пробовать через форточки. Ты первый! – сказал он
Разуваеву.
Форточки открыли ещё до посадки. В этом положении самолёта они
находились под водой, и надо было подныривать. Разуваев сбросил
с себя куртку и майку, оставив свой торс голым. Из кармана
куртки он достал своё размокшее пилотское свидетельство и
переложил в карман брюк
- Может пригодиться ещё – ухмыльнулся он и окунулся в ледяную
воду.
Сделав несколько телодвижений, Ремезов оказался за пределами
кабины. Всё тоже самое проделал Анатолий, но прежде, чем лезть в
форточку, он собрал в узел свою и Ремизову одежду и всё вытолкал
форточку струбциной, которая оказалась рядом. Разуваев понял
незамысловатые действия командира, отодвинув в сторону узел, и
приготовился оказывать помощь ему.
Экипаж стоял возле перевернувшегося самолёта по пояс в воде и
наблюдал, как с лесной просеки неслись к берегу две пожарные,
скорая помощь и ещё несколько машин, включая машину руководителя
полётов.
Анатолий и его второй пилот получили незначительные ушибы, но
остались живы. Самолет, конечно, помялся основательно.
Накануне техники на самолете проводили регламентные работы и не
установили крепежные костыли в гнезда поплавков. Экипаж, хотя и
осматривал самолет перед полетом, но не обратил внимание на то,
что в гнездах отсутствуют эти злосчастные костыли. В результате
после взлета поплавки остались на воде. Карьера была испорчена.
Анатолия надолго отстранили от полетов и перевели на землю на
должность авиамеханика. Только недавно он восстановился на
летной работе, и совсем недавно переучился на Як-40.
Второй пилот Разуваев сразу после происшествия уехал к себе на
родину в Рязань. Все, кто его видел, говорят, что он не бросил
авиацию, а устроился в каком-то аэроклубе на должность
пилота-инструктора, правда, отработав несколько лет тоже
авиамехаником.
Ставрополь 2010