Перелет из Ставрополя в Хараре был сложным. При вылете из России
разрешения на пролёт стран по маршруту полёта были получены
почти все. Несколько стран в конце маршрута должны были дать
свои разрешения, когда самолет уже был в воздухе. После посадки
в Наироби экипаж не вылетал, и стал ждать последние разрешения
от Замбии и Малави. Разрешение Зимбабве было получено раньше.
Наконец
Замбия дала «добро» и экипаж взлетел, надеясь, что Малави даст
своё разрешение уже в полете. Малави страна маленькая. Через
воздушное пространство этой страны надо было лететь по времени
около пяти минут, поэтому все были уверены, что проблем с
разрешением не будет. Когда же экипаж перешел на связь с
Лилонгве, то оказалось, что разрешение до сих пор не получено.
Надо было возвращаться назад в Наироби или садиться в аэропорту
Додома. Когда граница рядом, нет особого желания возвращаться.
Второй пилот попросил разрешение у командира "поговорить" с
диспетчером.
- А что это даст? Без разрешения всё равно не пустят -
констатировал командир экипажа, но, подумав, разрешил ему,
махнув рукой, мол толку с этого разговора никакого.
Вопрос, который задавал диспетчеру второй пилот, длился по
времени более пяти минут. Точнее, это был монолог второго пилота
в эфире. Во время этого монолога эфир был полностью перекрыт. За
это время самолет пересек территорию Малави и оказался в
воздушном пространстве Замбии. Диспетчер растерялся, но
вклиниться в связь, когда говорил второй пилот, он никак не мог.
Теперь, чтобы экипажу запретить пролет воздушного пространства
Малави, надо самолет возвратить обратно, то есть еще раз
пересечь границу в обратном направлении. Диспетчер молчал.
Он был поставлен в сложное положение, не зная, как поступить
далее. Возвратить экипаж, значите еще раз нарушить установленные
правила полетов. Не возвращать экипаж, значит признать
легитимность произошедшего. После непродолжительного молчания
диспетчер наконец произнес:
- Борт «Ромиа Альфа 516», если в вашей компании все такие
разговорчивые радисты, то вам разрешений ждать вообще нет
никакого смысла никогда и нигде.
Помолчав, он добавил:
- Пролёт страны разрешаю. Но имейте ввиду, что мы с вами
нарушили установленные правила. Это есть нехорошо!
При этих словах самолет уже отошел от границы Малави почти на
пятьдесят километров.
-Извините, сэр! Вышло совершенно случайно, - ответил диспетчеру
командир. - Обещаем, что больше такого на повторится.
Затем командир обратился к экипажу:
-Мужики, если диспетчер сообщит в Сиви Авиэйшен о произошедшем,
то нам скандала не избежать. Ведь разрешение на пролет страны,
это не только разрешение на использование воздушного
пространства! Это еще и дипломатическое разрешение, а это уже
серьезно. Истребители вряд ли будут поднимать в воздух. Мы уже
далеко от Малави, а через Замбию мы имеем все необходимые
разрешения. Так что будем надеяться, что пронесет.
Экипажу повезло и в том, что диспетчер Лусаки не наблюдал
самолет на экране своего локатора, а стало быть, не мог
зафиксировать, что самолёт вошёл в зону Замбии без своевременной
связи и необходимых предварительных согласований. Экипаж начал
эти процедуры, пролетев в воздушном пространстве страны более
пятидесяти километров.
К счастью эта история с незаконным пролетом территории Малави
закончилась благополучно. Очевидно, диспетчер увидел и в своих
действиях серьезные ошибки. Во всяком случае эта история не
получила широкой огласки.