Часть 1.
«Облака подо мной вереницей
Проплывают и солнце встает,
Я лечу, или мне это снится?
Это небо и этот полет»
(Сомов Юрий)
ПРОЛОГ
-Уважаемые пассажиры. Наш самолет выполняет рейс по маршруту
Владивосток – Москва. Следующий аэропорт посадки Иркутск. Полет
выполняет экипаж авиакомпании АЭРОФЛОТ. Командир корабля - пилот
первого класса Калинин Ярослав Николаевич. Наш полет будет
проходить на высоте одиннадцать тысяч метров. Время в пути
четыре часа двадцать минут. А сейчас застегните привязные ремни
и приготовьтесь к полету…, - слышалось в динамиках пассажирского
салона.
- Мы набрали заданный эшелон. Можно отстегнуть привязные ремни и
привести спинки кресел в удобное для вас положение - опять
прозвучало в динамиках.
Пассажиры зашевелились.
Девушки бортпроводницы суетливо катали взад – вперед коляски со
стаканами и минеральной водой, пассажиры настраивали себя на
длительную дорогу. Кто-то дремал, кто-то читал, кто-то просто
смотрел в иллюминаторы. На борту шла обычная небесная суета,
которая присуща для каждого пассажирского рейса.
- Девушка, - обратился я к проводнице, проходящей мимо нашего
ряда, - если не сложно, назовите еще раз пожалуйста имя
командира.
- Ярослав
- Прекрасно! Но, если можно полностью.
Девушка удивленно посмотрела на меня, но ответила:
- Калинин Ярослав Николаевич
- Спасибо. Если вас не затруднит, передайте, пожалуйста,
командиру мою визитку.
Я протянул девушке визитку.
- Хорошо, передам. Больше ничего?
- Нет, спасибо.
Я уже начал дремать, когда почувствовал, что кто-то дотронулся
до моего плеча
- Вас просит в кабину командир. Пройдемте со мной.
Около меня стояла другая девушка. Она жестом показала, что бы я
следовал за нею.
В командирском кресле сидел Ярослав, тот самый Ярослав, с
которым мы учились вместе в лётном училище с первого до
последнего курса.
Его взгляд был устремлен на приборную доску. Он был занят
работой, поэтому сразу не обратил внимание на мое появление в
пилотской кабине. Ярослав почти не изменился, разве что
появилась седина на висках, да несколько складок на лбу. Через
минуту Ярослав оторвал взгляд от приборной доски, повернувшись в
кресле всем корпусом в мою сторону:
- Славка, ты ли это?! Вот так встреча!!! Сто лет тебя не видел!
Боже мой! Прошло почти тридцать лет после выпуска, а ты не
изменился! Кто бы мог подумать, что мы встретимся именно
сегодня! И встреча эта произойдет ни где то, а на высоте
одиннадцати тысяч метров над матушкой Сибирью! Когда я прочитал
твою визитку, которую передала мне проводница, я подумал, что в
самолете твой тезка. Теперь я убедился, что ошибся и вижу сейчас
бывшего курсанта Седых. Привет, дружище!
Ярослав был явно рад нашей встрече. Он засыпал меня вопросами,
на которые я едва успевал отвечать. Я тоже был безумно рад этой
встрече. Мы не виделись с ним со дня выпуска из лётного училища.
Пошло действительно почти тридцать лет.
После выпуска Ярослав по распределению попал в Батагай, что в
Якутском Управлении Гражданской Авиации, и мы потерялись. До
сегодняшнего дня наши пути не пересекались. Нельзя сказать, что
все это время я о Ярославе ничего не слышал. О нём мне
рассказывали наши однокурсники, с которыми мне иногда доводилось
встречаться в аэропортах нашей Страны. Теперь Ярослав работает в
Москве. Несмотря на свой возраст, он продолжает поднимать в небо
лайнеры.
Ярослав окинул быстрым взглядом приборы и встал с кресла, чтобы
обняться со мною. Это действительно была неожиданная встреча.
Дав необходимые инструкции экипажу, он сел рядом со мною на
свободное кресло в кабине, что бы краем глаза можно было
наблюдать за полетом и работой своих коллег.
- Ну, ты как, Седых? Давай, рассказывай! Как здоровье, как
успехи, как семья, дети? Общим обо всем
- Может ты вначале о себе, Ярослав? В моей летной деятельности,
да и в жизни, мало было чего интересного.
- Вот об этом малоинтересном и говори. Вначале ты, потом я
расскажу о себе.
- Ну хорошо. – сдался наконец я, - Попробую кратко и в двух
словах.
*******
Школьный выпускной бал позади. Впереди что-то новое и
неизведанное. О школе остались только приятные воспоминания. С
первых же дней после выпускного вечера судьба мгновенно всех
раскидала в разные районы нашей огромной страны. Жизненный вихрь
поглотил нас, как торнадо. Мы неожиданно все стали взрослыми,
вырвавшись из-под опеки пап и мам. Девчонки одна за другой,
стали «выскакивать» замуж, Многих мальчишек после школы сразу
забрали в армию. Те, у кого армия была впереди, ринулись в
учебные заведения. Тем, кому не повезло, стали
трудоустраиваться, с надеждой в будущем получить образование.
Маленький городок Сасово в Центральной России. Поезд остановился
на втором пути небольшого железнодорожного вокзала. С улицы
доносился запах смоленых шпал и дыма, выходящего через трубы
паровозных топок. В это время увидеть настоящий паровоз на
железной дороге было в диковинку. Старомодные паровые локомотивы
повсеместно уступали место громадным дизельным и электрическим,
но на этой железнодорожной станции ещё сохранились самые
настоящие паровозы. Нет, не те маленькие «кукушки», которые
трудились на заре зарождения железнодорожного транспорта, а
большие локомотивы, с огромными колесами и громовыми раскатами
гудков. Все они были выкрашены в черный или темно–зеленый цвет и
у каждого впереди красовалась красная пятиконечная звезда.
Паровозы, демонстрируя свою силу и мощь, преодолевая тяжесть
сцепленных вагонов, выпускали из себя клубы пара, периодически
шипя, и грозно обозначая себя глухим уханьем металла.
Я вышел из остановившегося вагона и зашагал вдоль путей в
противоположном направлении от вокзала, между сопящими
локомотивами и спящими вагонами. Почему я пошел именно в эту
сторону я и сейчас не могу объяснить. Подсознательно я
чувствовал, что мне надо было идти именно сюда. Я не ошибся.
Плотные тени от ангаров и железнодорожных складов остались
позади, только запах смоленых шпал, перемешенный с запахом
скошенной травы, напоминал о железной дороге. Навстречу мне
старик катил коляску, на которой лежал мешок с семечками.
- Дедуль, в летное училище правильно иду?
Старик остановился, смахнул со лба капельки пота:
- Да, через пустырь к речке, там переправа, увидишь. Если
паромщики на другом берегу, кричи громче, могут не услышать
- Спасибо!
Я шагал по пустырю к видневшейся вдалеке речке.
Река Цна, приток Мокши. Воды этих двух небольших речек бегут по
просторам Рязанщины и Мордвы к русской реке Кама. Хотя Цна и
протекает по земле Русской, но её имя мало похоже на русское.
Пейзажи вокруг этой реки напоминают райский уголок. Зеленые
берега с растущими ивами у самой реки, приятная гладь воды и
красивое пение птиц. Ну, чем не рай?
Я шел и любовался окружающим меня очарованьем. Вокруг меня
порхали бабочки, из-под ног выпрыгивали кузнечики. Тишина
пустыря, по которому я шел, украшалась каким-то легким
потрескиванием и жужжанием, издаваемым обитателями этого места.
Вдали за рекою виднелся лес. В той же стороне слышался
приглушенный стрекот самолета. Я посмотрел вверх.
За рекою в небе кружил самолет.
Влево, вправо, вниз, вверх… Обороты двигателя то нарастали, то
уменьшались. Мотор самолета исполнял мелодию в разных
тональностях. В звуках мелодии своего мотора кувыркался этот
самолетик. Бочка, петля, штопор, вираж…
Я остановился и залюбовался этой воздушной кадрилью. Дух
захватывал: «Здорово! Я тоже так хочу!».
На другом берегу у берега стоял четырехугольный громоздкий
паром, на сидениях которого дремали дежурившие два курсанта.
- Эй, мужики, как переехать на ваш берег?!
- Ты один?
Я оглянулся. Около меня никого по близости не было.
- Один
- Жди пока еще, кто подойдет. По одному не возим! –прокричали с
того берега
- А что так?
В ответ промолчали. Спорить я не стал, и сев на траву, продолжил
наблюдать за самолетом, ожидая кого-то неизвестного.
Прошло минут пятнадцать, но к берегу так никто и не подошел
- Сейчас подрулим, - наконец крикнули с того берега.
Управлять паромом было не сложно. Он крепился через держатели и
ролики к тросу. Концы троса закреплены на противоположных
берегах. Что бы привести паром в движение, достаточно крепко
взяться за трос, упереться ногами в пол парома и трос тянуть на
себя. Через полчаса я был на КПП в ожидании специального
пропуска для абитуриентов.
Мое заявление и документы в этот же день оказались в приемной
комиссии. Волновал вопрос: сколько человек на место?
Высказывались разные предположения. Мы, абитуриенты, быстро
познакомились друг с другом. Информацию о конкурсе нам принёс
капитан Бабашев, который крутился около абитуриентов в надежде
стрельнуть троячок на похмелку после вчерашней рыбалки:
-Ну, что, мужики, сложно вам будет попасть в курсанты! Уже
тридцать пять человек на место. Медкомиссия отсеет чуток, но от
этого вам легче не станет. Ха-ха-ха!
Резко оборвав смех и сменив тему своих рассуждений, он обратился
к нам почти шепотом:
- Товарищи абитуриенты! У кого есть троячок до получки? Жена всю
заначку арестовала, а в голове буря! Требуется срочно лечение.
Вы все равно здесь еще минимум три дня будете. Получка завтра. Я
все вам верну. Максимум послезавтра…
Проходящие мимо курсанты - «старики» усмехались:
- Не отдаст! - шептали они новичкам.
Они знали этого капитана. Сами когда-то попадались на его
обещания. Однако абитуриенты на это предупреждение почти не
реагировали. Они видели в капитане чуть ли не героя, покоряющего
ежедневно, пятый океан. При этом никто не задумывался, что этот
капитан всего лишь строевик, командир роты. Служит в летном
училище по разнарядке Министерства обороны на военной кафедре.
Он никогда не летал, и знает о полетах ровно столько, сколько
удалось ему услышать от настоящих летчиков и увидеть в кино.
Все дело в его лётной форме, в которой он всегда появлялся перед
абитуриентами. Она магически действовала на будущих асов и
заставляла почти бескорыстно отдавать капитану последние
троячки, нежно полученные от пап и мам на расходы.
«При таком конкурсе нужны только одни пятерки, причем по всем
экзаменам» - подумал я. «Сложно. Очень сложно!»
Для тех, кто после армии - проходной бал установлен ниже. Для
медалистов - надо сдать одну математику. Я ни к той, ни к другой
категории не отношусь. В аттестате троек нет, но и до медали не
дотянул. В армии не успел отслужить. После школы сразу сюда.
Месяцем ранее я попытался пройти медкомиссию в Ейское военное
лётное училище. Но у последнего врача, у хирурга «срезался».
Увидел он в моей правой ноге, какую-то лишнюю жилку, да и
написал в своем заключении: «Не годен к летной работе, требуется
лечение…» Ну и так далее. Я не стал уточнять у хирурга, что это
у меня за странная болячка, у которой нет даже имени. Однако
«опытные» абитуриенты однозначно прокомментировали мой случай.
По их наблюдениям врачи стали соучастниками в деле естественного
отсева, дабы не создавать большой конкурс среди абитуриентов на
экзаменах. Они уверяли, что к концу работы приёмной комиссии
будет дефицит претендентов в курсанты и будут зачислять
абитуриентов даже с двойками, надо только подождать и пройти
повторно медкомиссию. Это было возможно, однако ждать этого
момента я не стал. Случай курьезный. Спорить не приходилось,
потому что я не знал, сколько жилок в том или ином месте моего
организма должно находиться. Да и сам я не чувствовал в себе
какой-то недуг. Уже прошел не один десяток лет после этого
злополучного заключения, но я до сих пор не знаю о присутствии в
моем организме чего-то постороннего. Ни один хирург после этого
не увидел в моей ноге этого удивительного изъяна, который бы мне
помешал потом 27 лет провести в небе.
Прием в летные училища всегда начинается с прохождения
медицинской комиссии. К хирургу было идти страшно. Я все время
ждал, что мне сообщат об этой злосчастной жилке, и я увижу в
своей медицинской карте ужасную фразу "Не годен…".
Санчасть летного училища находилась в центре авиагородка, рядом
с плацем. Хирург – древняя старушка в очках, худая, морщинистая,
с лицом профессора, долго и внимательно меня изучала. Я боялся
приговора этой старушки. Но к своему великому восторгу в
медицинской карте увидел: «Здоров. Годен к лётной работе без
ограничений». Радости не было предела! Это не сон! Я годен к
летной работе!!! Я готов был расцеловать эту старушенцию,
которая мне возвратила веру в мое крепкое здоровье.
Получив все пятерки на экзаменах, я отнес свой оценочный лист и
мед карту в штаб училища.
- Свободны. Езжайте домой, и ждите вызова - сказали мне в отделе
кадров.
- Домой? Вы считаете, у меня есть шансы рассчитывать на то, что
меня примут?
Кадровик поднял на меня глаза, снял очки, и с каким-то особым
оттенком в голосе сказал:
-Молодой человек! В нашем училище сдают вступительные экзамены
на все пятерки единицы абитуриентов. Вы набрали самый высокий
проходной бал, медкомиссию вы прошли без ограничений! Езжайте
домой, и ждите вызов. Уверен, что вас зачислят, если конечно вы
на мандатной комиссии не завалитесь. Эта комиссия, к сожалению,
будет проходить в ваше отсутствие.
Меня зачислили в ряды курсантов Сасовского, имени героя
Советского Союза Таран Г.А. лётного училища!
Время бежало стремительно. Теоретическая подготовка с окончанием
весны подошла к концу. Вначале июня мы вышли на полёты. Почти
всё светлое время мы проводили на аэродроме, постигая науку
пилотирования самолёта. Наконец подошло время выполнять
самостоятельные полёты.
На сегодня был запланирован первый полет у старшины Яворского.
Завтра должны были вылетать другие курсанты, в том числе и я.
Яворский готовился к проверочному полету с комэском. Мы
разошлись по квадрату и занялись своими обыденными делами,
ожидая очередных вылетов. Но на сегодня все самостоятельные
полеты были неожиданно отменены по причине довольно курьезной
ситуации.
Не успели еще улечься страсти и обсуждения проверочного полета
одного из курсантов, не успел еще комэск покинуть расположение
квадрата, как в динамиках СКП прозвучал душераздирающий крик с
явным акцентом:
- Меня инструктор убивать хочет!!! Ай! Ай! Ой! Помогайте,
плизззз!!!
Все находящиеся в квадрате подбежали к СКП и внимательно стали
вслушиваться в это эмоциональный радиообмен. Руководитель
полетов кричал в микрофон:
-С какого борта поступает сообщение о помощи?!! Всем бортам
режим радиомолчания! Работаю только с бортом, который просит
помощи!
-Я 08! - Послышался в динамиках спокойный голос инструктора,
который работал в это время на 1500 метров в зоне. В его летной
группе было два курсанта из Нигерии, один из которых сейчас
находился с ним в самолете.
– Извините, паника ложная! Это мой курсант без разрешения вышел
на связь. После посадки доложу подробно.
-08-й, подтвердите, что у вас все в порядке? – потребовал
руководитель полетов
-Да все нормально! Проблем нет! – сообщил инструктор
Стоявший рядом с руководителем полетов комэск распорядился:
-Сажай, Володя 08-го!
-08, я Игольник. Заканчивайте работу. Вам снижение на Берестянку
600 метром. Пролет Берестянки и занятие 600 метров доложите.
- 08 понял. Беру курс на Берестянку, занятие 600 метров доложу.
- Всем бортам! Переходим на обычную работу. Режим радиомолчания
снят!
-Игольник, 08-й, 600 метров занял, прохожу Берестянку.
-08, я Игольник, курс в точку третьего разворота. Сохраняйте 600
метров, работайте с Игольник 2. Конец связи.
-08 конец.
Самолет остановился на линии СТОП. Инструктор вылез из кабины на
крыло, стал во весь рост и указательным пальцем правой руки
покрутил около виска, поглядывая на чернокожего курсанта. Тот
сидел в первой кабине. Черный шлемофон и темная кожа курсанта
выглядели в лучах солнца, как единое целое. По этому темному
сочетанию лица со шлемофоном было трудно разобрать, кто именно
из интернациональных курсантов сидел в первой кабине. Когда он,
наконец, стянул с головы шлемофон, то на фоне белого подшлемника
все узнали курсанта, который обучался в интернациональной
эскадрилье. Хотя инструктор и был закреплен за нашим летным
отрядом, но его, как опытного инструктора использовали так же
для обучения «интернационала». Так курсанты называли своих
будущих коллег из других стран.
Комэск подошел к инструктору первым:
-Алексей, что произошло? Что это за истерика в эфире?
-Командир, я извиняюсь за произошедшее. Я сам не ожидал такого
выпада. По программе у курсанта показательный полет в зону.
Круги мы с ним закончили. Когда я начал штопорить, он зажал
ручку управления так, что я едва её у него выдернул. Конечно, я
его об этом предупредил и попросил мягко держаться за
управление. Я даже не произнес в этот момент ни одного матерного
слова. Честное слово! - подчеркнул он, что вызвало усмешки у
свидетелей происходящего.
- Понятно, что для него полеты вверх ногами дело новое,
необычное, хотя мы на эту тему много раз говорили. Когда я начал
выполнять очередную фигуру, он зажал кнопку радиостанции и
заорал в эфир. Я сам не ожидал. Перевёл самолет в горизонтальный
полет, ну а далее услышал команду руководителя полетов. Вот
собственно и всё! У меня были разные курсанты, сильно смелые и
трусоватые. Мне ни один раз в зоне блевали на приборную доску.
Но чтобы орали в эфир, пожалуй, это впервые.
-Ясно. Мы продолжим обсуждение в моем кабинете. А на сегодня
хватит стрессов! Всех запланированных на самостоятельные полеты
сегодня, перенести на завтра. Разрешаю возобновить полеты по
кругу и на НПК (Прим. Автора: НПК - низко полетный круг для
работы с «конвейера». Иначе это специально выделенный маршрут по
кругу на малой высоте внутри большого круга, для отработки
беспрерывных взлетов и посадок. После посадки самолет не
останавливается, двигатель выводится на взлетный режим, и
выполняется повторный взлет, затем все повторяется сначала.
Запрашивать на взлет и посадку разрешение у диспетчера не надо.
Экипажи на НПК находятся в режиме радиомолчания, прослушивая
эфир). На сегодня все полеты в зону так же отменить. Весь
инструкторский состав в 17:00 ожидаю в методическом городке на
разбор полетов. С курсантами планируйте провести разбор завтра
утром до начала полетов. Вопросы есть?...
и сам же ответил:
-Вопросов нет! Всем по своим местам. Почему в квадрате стартовая
команда? Шагом марш на дежурство!
«Накачав» всех командами, комеск запрыгнул в «Бобик» (Название
машины Газ-69, которое прилипло с чье-то лёгкой руки) и уехал в
сторону западной окраины аэродрома, где проводили занятия с
курсантами инструктора–парашютисты.
В авиации так! Если пошла непруха, то надо остановиться и
переждать. Иначе беды не миновать.
Судя по всему, разбор с инструкторами был серьезный. Ранее,
перед проведением разбора полетов, на дорожке методического
сквера выстаивались только курсанты. Инструктора же всегда
сидели под навесами и ждали окончания развода. Сегодня на правом
фланге строя, после шеренг курсантов, стояли так же все
инструктора восьмой эскадрильи. Курсанты с удивлением
переглядывались, хотя понимали, что вчерашний случай в экипаже с
чернокожим курсантом не остался без головомойки.
На дорожке появился комэск в сопровождении начальника штаба и
зама по лётной подготовке. Дежурный командир звена заорал:
- Эскадрилья, ровняяяясь, смир-р-рна! Равнение на правооо! - Он
отчеканил несколько шагов в направлении командиров с приложенной
к козырьку ладонью.
-Товарищ командир эскадрильи! Восьмая эскадрилья прибыла для
проведения разбора полетов! Ответственный дежурный, командир
третьего звена Журавлев!
- Здравствуйте товарищи инструктора и курсанты!
- Здравия желаем товарищ командир!!! – громко заорал строй
- Вольно! Разойтись по местам проведения разбора!
Разбор прошел быстро. Все торопились на полеты. На сегодня
планировались самостоятельные вылеты у всех тех, кто был
запланирован на вчера. Меня так же включили в список. Остальных
очередников с сегодня перенесли на завтра.
В квадрате царило приподнятое настроение. Ожидалось рождение
первых летчиков, хотя и явных желторотиков, однако уже умеющих
управлять самолетом самостоятельно. Для нас это событие, ещё
какое!
По традиции мы покупали в офицерской столовой для наших
инструкторов по пачке сигарет. Это давняя традиция. Когда у
курсанта первый самостоятельный, инструктор остается на земле.
Он переживает за успешный полёт своего ученика. Ему надо
смягчить эти переживания. Традиционно считалось, что сигареты в
этом ему помогут! Их вручали даже тем инструкторам, которые не
курили. Это не только традиция, но и какой-то своеобразный
авиационный ритуал.
В авиации много разных примет глупых и смешных. Однако в эти
приметы все, или почти все, свято верили.
Яворский уже сидел в самолете и готовился к проверочному вылету.
Его инструктор освободил вторую кабину для проверяющего.
Яворского полетит проверять на допуск сам комэск. Мой инструктор
так же вытащил свой парашют с 05-й машины. Я сидел в первой
кабине и ждал своего проверяющего, который должен определить мою
подготовку к самостоятельному полету.
- Ну что, готов твой боец? – спросил у инструктора командир
звена (КЗ)
- Так точно! - отрезал инструктор.
-Ну, тогда с Богом! Вперед!
КЗ устроился в инструкторской кабине позади меня:
-Чего сидишь? Поехали!
Ставрополь 2010 год.